Структурное подразделение дополнительного образования детей  «Вундеркинд»

ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Усть – Кинельский г.о.Кинель Самарской области
  

>

  • Главная
  • Новости
  • Педагоги
  • Нормативно-правовая 
база
  • Материально-технические 
ресурсы
  • Расписание
  • Учебно-метадическая 
деятельность
  • Публичный отчёт
  • Родителям

Методические рекомендации
по подготовке и проведению мастер – класса
в помощь педагогу дополнительного образования


            Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер - класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть  индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».
            Мастер-класс – это особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, эффективная форма передачи знаний и умений, обучения и воспитания, центральным звеном
  которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции  опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со  стороны участников мастер - класса, так и со стороны Мастера.
            Мастер – это педагог, прошедший свой путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. В процессе проведения мастер - класса Мастер занимает позицию консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности. Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Он работает вместе со всеми и через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога.
            Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
            Целью мастер - класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.
            Основные задачи мастер - класса:
  - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста

  творческого потенциала педагогов;
  - повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  - распространение передового педагогического опыта;
  - внедрение новых технологий обучения и воспитания.
            Основным условием успешного и эффективного мастер - класса является наличие Мастера -  специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности,  имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
            Мастер-класс может иметь разовый характер, но наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер - классов.
             Он может проводиться:
  - для начинающих педагогов,
  - педагогов, имеющих значительный стаж работы,
  - для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов.
            В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.
При подготовке к проведению мастер - класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
           Примерный план проведения мастер - класса:
    - вступительная часть, где руководителем мастер - класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
     -   основная демонстрационная часть;
    -  комментирующая часть, где руководитель мастер - класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
     -   обсуждение занятия самими участниками мастер - класса.;
     -   подведение итогов руководителем мастер - класса.
            Необходимо тщательно продумать, какие наглядные материалы будут использованы, как  они  будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания   мастер - класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих    педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть  использован в максимальном объеме и в то же время очень строго структурирован по    содержанию и порядку его демонстрации.
            Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
            Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся
   повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то     для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой      методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической    работе.
           В случае участия в мастер - классе группы высококвалифицированных педагогов главную  роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача  заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
            Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к  тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная  дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то  интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.
            После проведения мастер - класса желательно педагогу, проводившему его, провести  самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер - класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер - класса. Такая запись может использоваться и как наглядное  пособие для других педагогов, желающих провести мастер - классы.
            Методика проведения мастер - классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой  восприимчивости слушателя.
            Помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие педагога. В это понятие вкладывается  развитие способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
            Основные преимущества мастер - класса – уникальное сочетание индивидуальной работы,   возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развития гибкости   мышления.
           Мастер-класс сродни семинару, но, в отличие от семинара, мастер-класс – это всегда «практическое» мероприятие.
           Принцип мастер - класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер - классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным   контролем Мастера, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вопросы.
           Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что  отличает мастер - классы от всех остальных форм и методов обучения.
            Мастер - классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности.
            Мастером может быть предложен:
    1) обзор актуальных проблем и технологий;
    2) различные аспекты и приёмы использования технологий;
    3) авторские методы применения технологий на практике;
    4) тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в  конкретных задачах.
            В ходе мастер - класса участники:
     изучают разработки по теме мастер - класса;
     участвуют в обсуждении полученных результатов;
     задают вопросы, получают консультации;
     предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
     высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
            Специфика мастер - класса в системе дополнительного образования детей: Как?
            На мастер - классе никогда не будет лекции, доклада, разве что – их отдельные элементы.

   Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное – такое мероприятие не должно быть скучным, оно должно заинтересовывать, «цеплять» слушателя.

            Для кого?
    1. Мастер - классы особенно полезны для тех педагогов дополнительного образования, которые     хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную   авторскую образовательную программу.
    2. Они полезны для тех педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.
    3. Мастер - классы полезны для всех без исключения педагогов дополнительного образования,  которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство.
    4. Они полезны тем, у кого есть портфолио. Список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.
          Чему научат?
        Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности  ограничены.     Зато здесь будет:
   описание общего алгоритма работы;
   разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать     подобные разборы в своей работе;
   обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по  ней развернутый комментарий.
            Условия проведения мастер - класса.
 Есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать при проведении мастер - класса.
    1. Удобное для проведения занятий помещение.
    2. Технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, 

видеомагнитофон, доска, и т.п.
    3. Канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т.д.).
    4. Вода, чай, кофе, продукты питания для использования в перерыве и др.
    5. Формы проведения мастер - класса
            Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации +практическая работа, написание экспресс - сценария и пр.
            В зависимости от объекта мастер - класса степень интерактивности, вовлеченности участников мастер - класса различна. И от субъекта требуется разная подготовительная работа.
            Технологию подготовки и проведения мастер - классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную практику и позитивные результаты преподавательской деятельности, а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество дополнительного образования.
            Алгоритм проведения мастер - класса:
            Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
            Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».
            Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер - класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного  результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).
            Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.
            Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а

самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. 
            Документация по мастер - классу.
    Как показала практика, для качественного проведения мастер - класса, необходимо наличие определённого пакета документов, который бы включал в себя такие документы, как:
     памятка для педагога для проведения мастер - класса;
     план-конспект мастер - класса;
     рекомендуемая литература о мастер - классе.

                                                                       ПАМЯТКА
                                ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
                                                                 МАСТЕР - КЛАССА

    Этап подготовки
    Приглашение на мастер-класс в различных формах:
    1. Через Интернет: объявление на сайте, электронная почта.
    2. Через текстовые формы: листовки, буклеты, объявления, афиши.
    3. Через личные контакты: устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
    Подготовка помещения:
    1. Посадочные места + столы или планшеты.
    2. Ковер (в случае ролевых игр, спец. упражнений и т.п.).
    3. Технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон,

    видеомагнитофон, доска и т.п.
    4. Оборудование в зависимости от профиля: станки, мольберты, плита, спортивные снаряды,

    музыкальные инструменты и т.п.
    5. Расходные материалы.
    6. Канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры и т.п.
    7. Регистрация участников:
    × Лист регистрации участников.
    × Ответственные за регистрацию.
    8 . Раздаточный материал для участников мастер - класса:
    × Методические рекомендации по применению представляемой технологии.
    × Дидактические материалы: схемы, выкройки, чертежи, фотографии и др. материалы по

    усмотрению мастера.
    9. План-конспект мастер - класса.
    Структура плана-конспекта мастер - класса:
    × Тема.
    × Цель и задачи мастер - класса.
    × Ожидаемые результаты.
    × Ход мастер - класса.
    × Методы и приемы.
    × Дидактические материалы.
    × Список литературы.

                                        ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА (Форма)
    Тема: __________________________________________________________________________________
    Педагог-мастер:_________________________________________________________________________
    Дата проведения:_______________________________________________________________________
    Время проведения: _____________________________________________________________________
    Место проведения:______________________________________________________________________
    Продолжительность мастер-класса:_______________________________________________________
    Цель мастер-класса: ____________________________________________________________________
    Задачи:
    обучающие:_____________________________________________________________________________
    развивающие:___________________________________________________________________________

    Оборудование: _________________________________________________________________________
    Раздаточный материал: _________________________________________________________________
    Структура мастер-класса
    1. Вводная часть:_______________________________________________________________________
    2. Основная часть:______________________________________________________________________
    3. Заключительная часть:________________________________________________________________
    Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью:
    Ход мастер-класса
    1. Вводная часть:________________________________________________________________________
    2. Основная часть:______________________________________________________________________
    3. Заключительная часть:________________________________________________________________

                            Рекомендуемая литература по теме «Мастер-класс в ДОД»
    1. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.

В статье описывается методика подготовки мастер -класса, проблемы, с которыми сталкивается педагог и пути их решения.
    2. Инчикова Т. А., Родионова Т. Н. Использование «звездочки обдумывания» и технологической карты в проектировании. Мастер-класс // Дополнительное образование и воспитание. – 2010.       № 11. – С. 47-51.

В статье описан ход мастер - класса, представляющего методику проектной деятельности.
    3. Касаткина С. В. Изготовление деревянной игрушки-матрешки.  Мастер-класс Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 11. – С. 52-55.
В статье описан ход мастер - класса по изготовлению матрешки с использованием элементов

открытого занятия.
    4. Литвинова А. Х. Мастер-класс: за или против? // Методист. – 2004. – № 5. – С. 36-37.

В статье кратко описаны содержание и формы проведения мастер-классов во время педагогического марафона при подготовке к конкурсу «Учитель года Майкопа-2004».
    5. Мастер - классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2012. – 200 с.
    6. Хорошилова Т. В. Мастер-класс в ансамбле народного танца «Россиянка» // Дополнительное  образование и воспитание. – 2006. – № 3. – С. 36-41.

                                                                     Составитель Оленина Н.А. методист СП ДОД «Вундеркинд»

 

 

 

Формирование личностного самоопределения ребёнка
в условиях системы дополнительного образования детей

 


    В «Концепции развития дополнительного образования детей на период 2014-2017 года» обозначена важность обеспечения права каждого ребёнка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей.

    Работа СП ДОД «Вундеркинд» ориентирована на обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и развития творческих способностей детей, адаптации их к жизни в обществе, выявление активных и одаренных детей, формирование общей культуры, организации содержательного досуга.
Педагоги помогают ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

    Работа каждого педагога строится по следующим принципам:
    • развитие познавательных интересов и творческих способностей детей;
    • создание «ситуации успеха» для каждого ребенка;
    • формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

    Приоритетными идеями для нас являются:
    1. Свободный выбор воспитанником видов и сфер деятельности.
    2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.
    3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.
    4. Единство обучения, воспитания и развития.
    5. Практико - деятельностная основа образовательного процесса.
    6. Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
    7. Идея творческого подхода, непрерывного поиска форм и методов обучения и воспитания.


    Чтобы реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения дополнительного образования нужны особые условия. В СП ДОД «Вундеркинд» ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Усть - Кинельский такие условия были созданы еще 27 лет назад и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить 16 объединений: художественной, технической, социально - педагогической, физкультурно – спортивной направленности. В СП ДОД «Вундеркинд» работают 17 талантливых педагогов дополнительного образования, из них два мастера спорта России, четыре КМС.
    Обучающиеся, которые занимаются в СП ДОД «Вундеркинд», не только учатся мастерить поделки, рисовать, заниматься спортом, петь, изучать сценическое мастерство, работу на компьютере. Самое главное, у них формируются необходимые волевые качества: внимание, сосредоточенность, настойчивость, работоспособность, самообладание, быстрота мышления, выносливость. Дети, которым удаётся своевременно организовать и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах сверстников, хотя и более одарённых, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами. Это можно проследить на занятиях: по настольному теннису, вольной борьбе, боксу, футболу, гандболу.
    Удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности обучающегося. Ребенку необходимо время от времени "обеспечить успех", который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности. Поэтому важно всем обучающимся участвовать в соревнованиях, турнирах, выставках, концертах не зависимо от степени его таланта. Нашим педагогам приходится продуманно подбирать участие в конкурсах, чтобы увидев результат, у ребенка появилось желание дальше развивать свои спортивные, художественные, музыкальные способности даже пассивным детям. Конечно же, в каждом объединении есть яркие, способные дети, которые систематически принимают участие разного вида конкурсах, турнирах, выступают на концертных площадках. Но таких детей, как правило, только половина. Остальные за время обучения чаще всего остаются "невостребованными". Поэтому коллективное творчество необыкновенно сплачивает обучающихся, развивает их новые потенциальные возможности, снимает излишнюю скованность и закомплексованность. Но остается проблема участия детей в конкурсах объединений: киокусинкай, бокс, гандбол т.к. эти виды спорта в городе Кинеле не развиты. Не имея соревновательной практики выходить на областные, международные соревнования ребятам психологически очень трудно, да и дорого. Финансирование на поездки не выделяется, транспорта нет. Для того, чтобы воспитанник все – таки проявил свои способности, оттачивал мастерство в СП ДОД «Вундеркинд» проводятся:
    - выставки и турниры между воспитанниками СП ДОД «Вундеркинд» и учениками школы №2,
    - показательные выступления в детских садах,
    - показательные выступления на праздниках поселка Усть - Кинельский,
    - проведение товарищеских матчей с приглашением детей из Самарской области.

    Пока ребенок определится, чем он хочет заниматься, посещает два или три объединения. Интерес к тому или иному виду деятельности зависит от многих факторов:
    - желания самого ребенка;
    - советов ему со стороны родителей и друзей;
    - способностей и потенциальных возможностей ребенка;
    - особенностей личности педагога дополнительного образования.
    Роль семьи оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, формирование нравственных начал, характера, умения жить в обществе. В СП ДОД «Вундеркинд» проводятся, совместные мероприятия, с участием родителей, многие из которых когда – то занимались в Вундеркинде, или играли в настольный теннис, шахматы, футбол, гандбол. Дети с удовольствием выходят на площадку вместе с родителями (команда детей играет против команды родителей), воспитанники демонстрируют свое умение и очень часто побеждают. Спонсорские сувениры дополняют всеобщий восторг, но главное достигнута важная цель. Процесс мастерства становится не только личным делом самого ребёнка, но и общим семейным делом, объединяет членов семьи одной идеей, позволяет родителям более чутко отнестись к учебной деятельности детей в дополнительном образовании. Это не секрет, что порой родители относятся к ДОП как простому времяпровождению.

    Важнейшим условием формирования самоопределения ребенка является достаточно высокая степень развития творческой активности педагога. Потребность вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться в первую очередь прививает педагог своим примером. Все педагоги спортивной направленности СП ДОД «Вундеркинд» до настоящего времени «играющие» педагоги (8 человек). Еще А. Дистервег писал: «Он (педагог) лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Самый младший педагог Шакуров. Р.Ф. - 24 года, выступает за команду города Кинеля, самый старший Дуплитцкий В.П.- 70 лет. Он выступает за команду Кинель («Третьего возраста»), являясь капитаном команды занимая призовые места. Ребята с удовольствием приходят «поболеть за своего педагога». Психологи давно заметили, что ребёнок, получивший хороший пример старшего наставника, во взрослой жизни отличается развитой логикой мышления, эмоциональной устойчивостью, навыками коммуникативного общения, обширностью восприятия. Именно положительная среда воспитывает эти бесценные свойства личности.
    Более 80% воспитанников поступая учиться в высшие учебные заведения, выступают за команду своего ОУ.
    Максимально раскрыть себя, самоопределится профессионально, личностно в недавнем воспитанникам «Вундеркинда», а теперь педагогам ДО Шакурову Р.Ф., Лобжанидзе М.Г., Осянину А.А., помогли их бывшие наставники и педагоги нашего учреждения. Сейчас у нас работает два поколения.
    Чтобы достичь высот мастерства и быть образцом для своих воспитанников, педагогам необходимо постоянно совершенствовать свой профессионализм. Шакуров Р.Ф. – 2 место на областном этапе конкура педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», Лобжанидзе М.Г. – 2 место в конкурсе педагогов «Талантливый человек, талантлив во всем», ОсянинА.А. - неоднократно награжден благодарственными письмами за воспитание подрастающего поколения (стаж работы 2 года).
    Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в СП ДОД «Вундеркинд» представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на не формальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы. Дети приходят заниматься, действительно испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они удовлетворены созданными для них условиями. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности.

                                                                                                     
                                                                                            Методист СП ДОД «Вундеркинд» Оленина Н.А.

 

 

© 2019 vunderkind.filial@mail.ru